Книга учета доходов и расходов

Что такое КУДиР

Книга учета доходов и расходов (КУДиР) — отчетный финансовый документ установленного образца, предназначенный для фиксирования хозяйственных операций. А также определения результата деятельности и расчета налога к уплате.

Форма документа для различных систем налогообложения разная и установлена приказами Министерства финансов Российской Федерации.

Кто обязан вести КУДиР в 2020 году

• Организации на УСН.
• ИП на УСН, ОСН, ПСН, ЕСХН (т.е. все кроме ЕНВД).

Заверять КУДиР в налоговой инспекции с 2013 года не нужно. А также сдавать ее в налоговую не требуется. Но прошитая и пронумерованная книга должна быть обязательно. Штраф за ее отсутствие до 10 000 рублей.
Книгу учета доходов и расходов можно вести на бумажном носителе или в электронном виде. Если Вы используете электронный вариант, то в конце года ее нужно распечатать, прошить, пронумеровать, подписать и поставить печать (если есть).

В целях экономии времени и исключения ошибок при заполнении КУДиР, лучше использовать специально предназначенные для этого программы или онлайн-сервис «Мое дело».

Виды книги учета доходов и расходов

1. КУДиР для УСН.

Книгу заполняют ИП и ООО на УСН. Форма документа одна для всех упрощенцев независимо от того, какой объект налогообложения они применяют. Разница лишь в том, что на УСН 6% в книгу заносят только доходы, а на УСН 15% – и доходы, и расходы.
Бланк КУДиР для УСН.

2. КУД для патентной системы налогообложения.

Ее заполняют предприниматели, применяющие ПСН, и заносят туда только доходы. На этой системе налогообложения фактический доход не влияет на величину налога, т.е. на стоимость патента. Но Книга учета доходов нужна для того, чтобы отследить соблюдение лимита по доходам, ведь ПСН можно применять только при доходах до 60 миллионов рублей.
Бланк КУД для ПСН.

3. КУДиР для ОСНО.

Ее применяют только индивидуальные предприниматели на ОСНО для исчисления НДФЛ.
Бланк КУДиР для ОСНО.

4. Книга учета дходов и расходов для ИП на ЕСХН.

Бланк КУДиР для ЕСХН.

У ИП и ООО на ЕНВД нет обязанности вести учет фактических доходов и расходов в целях налогообложения. Поэтому форма книги учета не предусмотрена.

Как вести книгу учета доходов и расходов

Базовые правила ведения сводятся к следующему:

  • Книгу заводят на один год.
  • Записи о хозяйственных операциях заносят в хронологическом порядке.
  • Каждая запись должна быть подтверждена первичным документом.
  • Увеличение уставного капитала доходами не признаются и в книгу не заносятся.
  • Книгу можно вести вручную и в электронном виде. В случае электронного ведения, в конце года ее нужно распечатать, прошить, пронумеровать постранично, подписать и поставить печать (если есть).
  • Незаполненные разделы также распечатываются и сшиваются в общем порядке.
  • Если деятельность не велась, то нужно сформировать книгу с нулевыми показателями. Отсутствие хозяйственных операций не освобождает от необходимости формировать документ.
  • Сдавать КУДиР в налоговую инспекцию не нужно. Однако необходимо быть готовым в любой момент предоставить ее для проверки по требованию сотрудников налоговых органов. За ее отсутствие налоговая инспекция штрафует.

Порядок заполнения КУДиР на УСН

Титульный лист

В поле «Дата» указывается год, месяц и число начала ведения книги (дата первой записи в КУДИР). Поле «Форма по ОКУД» не заполняется. Поле «ОКПО» заполняется если есть письмо из Росстата, где указан данный номер. В поле «Объект налогообложения» указываются «Доходы» либо «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Кроме этого необходимо указать:

  • год, за который ведется КУДИР;
  • название ООО или ФИО ИП;
  • ИНН и КПП для ООО, или ИНН для ИП (для этого предусмотрено два разных поля);
  • юридический адрес ООО либо адрес прописки ИП;
  • номера расчетных счетов и наименование банков, где они открыты (если р/с есть).

Раздел I «Доходы и расходы»

В данном разделе содержится четыре таблицы (одна на каждый квартал). Каждая таблица состоит из 5 граф (столбцов).

ГРАФА №1. Порядковый номер записи.

ГРАФА №2. Дата и номер первичного документа.

Подтверждающего доход либо расход.
При доходе это могут быть: дата прихода и номер Z-отчета, дата прихода и номер платежного поручения или выписки банка, приходно-кассовый ордер.
Если был выполнен возврат средств за товар или услугу, то указывается дата фактического возврата и номер платежного поручения или расписки (при этом в графу 4 заносится сумма возврата со знаком минус).
При расходе (только для УСН «Доходы минус расходы»): дата расхода и номер чека, Z-отчета, платежного поручения и т.д.

ГРАФА №3. Содержание операции.

Пример: оплата по договору №05/ББ от 02.10.2018 за оказание услуг, торговая выручка за 02.10.2018 и др.

ГРАФА №4. Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы.

ВНИМАНИЕ! При возврате средств покупателю, сумма записывается в данный столбец со знаком минус. Тоесть не в расходы (графа №5), а именно в доходы (графа №4) со знаком минус.

ГРАФА №5. Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы.

Только ИП и организациями на УСН «Доходы минус расходы».

В «Справке к разделу I» заполняется:
• на УСН «Доходы» только строка 010 за весь год;
• на УСН «Доходы минус расходы» строки 010, 020 за весь год и строки 040, 041 (если суммы не отрицательные).

Раздел II «Расчет расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов»

Этот раздел предназначен только для упрощенцев с объектом «Доходы минус расходы».

Основные средства

– это объекты имущества, которые ИП и ООО используют в течение длительного времени (больше 12 месяцев) при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг. Например: здания, земельные участки, машины, оборудование, инструменты и пр.

Нематериальные активы

в отличие от основных средств не имеют материальной формы и являются результатом интеллектуальной деятельности. Например, права на изобретение, товарные знаки, авторские права и т.п.

Данные в раздел вносят только по тем основным средствам, которые уже введены в эксплуатацию и только в пределах оплаченных сумм. Затраты нужно распределить равномерно по кварталам, оставшимся до конца календарного года.

Например, если основное средство купили в феврале, то есть в первом квартале, за 100 тысяч рублей, то затраты будут списываться по 25 тысяч последним числом первого, второго, третьего и четвертого кварталов. А если покупку совершили в июле, то есть в третьем квартале, за 150 тысяч, то по 75 тысяч нужно списать в третьем и четвёртом кварталах. Расходы на ОС, купленное в четвертом квартале, одной суммой спишутся последним числом четвертого квартала.

Рассчитанную сумму к списанию за текущий квартал из графы 12 раздела II вносят в графу 5 раздела I на последнее число квартала.

Графы 7, 8, 14 и 15 предназначены для тех случаев, когда основное средство купили до перехода на упрощенную систему налогообложения.

Раздел III «Расчет сумм убытка прошлых периодов, уменьшающих налоговую базу»

Этот раздел предназначен для тех кто использует УСН 15% «Доходы минус расходы». А также имел в прошлых периодах убытки. И может уменьшить налогооблагаемую базу на сумму этих убытков.

Раздел IV «Расходы, уменьшающие сумму налога»

Этот раздел заполняют те, кто применяет УСН 6% «Доходы».

В него вносят сумму страховых взносов, больничных, выплаченных за счет работодателя, взносов на добровольное страхование сотрудников. Тоесть те суммы, на которые потом будет уменьшен налог УСН 6%.

Раздел V «Расчет сумм торгового сбора, уменьшающего налог»

Заполняется только на УСН «Доходы». Если ИП является плательщиком торгового сбора.

Оцените статью
Добавить комментарий